• «NEMO ME IMPUNE LACESSIT» –
    Никто не тронет меня безнаказанно
  • +7 (495) 784-80-45
    contact@u-firma.ru
  • Перераспределение земельных участков. Иск к Администрации о признании права собственности на новый образованный земельный участок удовлетворен.

    Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым.

    Дело №
    Р Е Ш Е Н И Е

    15 августа 2019 года <адрес>
    Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
    председательствующего – судьи Камыниной В.Ф.,
    при ведении протокола судебного заседания секретарем – Степановой К.Г.,
    при участии истца – ФИО2,
    представителя истца – ФИО4,
    представителя ответчика – ФИО5,
    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации <адрес>, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьего лица – МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым,
    установил:
    ФИО2 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ к Администрации<адрес> Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности на новый образованный земельный участок площадью 591 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства в границах с координатами:


    -прекратить существование трех земельных участков с КН № площадью 67 кв.м., КН №площадью 94 кв.м., КН № площадью 430 кв.м.
    - Исключить из ЕГРН сведения о земельных участках КН № КН №
    - обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности на новый образованный земельный участок площадью 591 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства.
    Заявленные исковые требования обоснованы тем, что истец с 2004 года является собственником земельного участка площадью 430 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, (район родительного <адрес>) участок № на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок. Непосредственно к границам указанного земельного участка прилегают два земельных участка КН № площадью 67 кв.м. и КН … площадью 94 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности и находились в пользовании истца на основании договоров аренды заключенных с Симферопольским городским советом. С целью приведения земельного участка в соответствие с предельно минимальной площадью истец обратилась в Администрацию <адрес>. На основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (район родильного<адрес>), участок № площадью 591 кв.м., образованного путем перераспределения земельных участков, находящиеся в муниципальной собственности КН <адрес> площадью 94 кв.м. и КН №площадью 67 кв.м. и земельным участком, находящимся в собственности истца № площадью 430 кв.м. При распределении площадь трех земельных участков составляет 591 кв.м., что не превышает предельно максимального размера. Все участки относятся к одной и той же категории земель – земли населенного пункта и имеют один и тот же разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, согласие с ответчиком о праве собственности на новый образованный участок достигнуто не было, так как на передачу своего исходного, равно как нового образованного земельного участка в муниципальную собственность она не давала, и давать не намерена. В соответствии с п. 5.2 Постановления не должна оформлять право муниципальной собственности на свой земельный участок в новых границах. Таким образом, истец указывает, что существует спор о праве собственности на земельный участок в новых границах.
    Протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица — не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым.
    В судебном заседании истец, представитель истца, заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержали, настаивали на их удовлетворении.
    Представитель ответчики против удовлетворения исковых требований возражал, ссылалась на ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а также на отсутствие нарушенных прав истца со стороны ответчика — Администрацией <адрес>.
    Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставил письменные возражения, в которых просил в части возложения на Госкомрегистр обязанности совершить определенные действия – отказать. Исключить Госкомрегистр из числа ответчиков по данному делу и привлечь в качестве третьего лица. Дело рассмотреть в отсутствие представителя Госкомрегистра.
    В судебном заседании ФИО2 исковые требования к Госкомрегистру поддержала, правом заявить ходатайство об исключении из числа соответчиков не воспользовалась.
    Представитель МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации<адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен согласно ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представил.
    Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
    Право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами гарантировано государством (статья 45 Конституции Российской Федерации).
    Из пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты субъективных гражданских прав. Избранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и способствовать восстановлению нарушенного права.
    В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО6 является собственником земельного участка КН № площадью 430 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, (район родительного <адрес>) участок № на основании Государственного акта о праве собственности на земельный участок.
    В соответствии с постановлением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ объекту недвижимого имущества – земельному участку площадью 430 кв.м. КН №, принадлежащему ФИО2присвоен адрес: <адрес>А.
    Указанные изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, что подтверждается выпиской от ДД.ММ.ГГГГ.
    Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане непосредственно к границам указанного земельного участка прилегают два земельных участка КН № 67 кв.м. и КН №площадью 94 кв.м., находящиеся в муниципальной собственности.
    Истец указывает, что земельными участками КН № площадью 67 кв.м. и КН № площадью 94 кв.м., находящимися в муниципальной собственности пользуется с 2004 года. Ранее данные земельные участки были предоставлены ей в пользование Симферопольским городским советом на основании договоров аренды. В настоящее время договора аренды прекращены, однако по истечении срока их действия она продолжала оплачивать арендную плату.
    В подтверждение указанных обстоятельств, предоставлены договора аренды, квитанции, подтверждающие осуществление платежей.
    С целью приведения земельного участка в соответствие с предельно минимальной площадью истец обратилась в Администрацию <адрес> Республики Крым.
    Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> (район родильного <адрес>) участок № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (район родильного <адрес>), участок № площадью 591 кв.м., образованного путем перераспределения земельных участков, находящиеся в муниципальной собственности КН № площадью 94 кв.м. и КН № площадью 67 кв.м. и земельным участком находящимся в собственности истца № площадью 430 кв.м.
    Земельный участок площадью 591 кв.м. отнесен к категории земель- земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Указано на необходимость ФИО2 обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка, обеспечить соблюдение требования ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в том числе предоставлено право, без доверенности обратиться с заявлением о государственной регистрации муниципальной собственности на земельный участок, указанный в п. 1 Постановления.
    Истец указывает, что при распределении площадь трех земельных участков составляет 591 кв.м., что не превышает предельно максимального размера. Все участки относятся к одной и той же категории земель – земли населенного пункта и имеют один и тот же разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок огорожен забором и полностью ей освоен, по забору идут электрокоммуникации, установлено освещение, оборудованы автоматически открывающиеся металлические ворота и калитка. Участок с КН №площадью 94 кв.м. замощен тротуарной плиткой для обслуживания жилого дома и подъезда автомобиля, оборудован системой слива, соединенной с централизованной системой водоотведения жилого дома. Земельный участок КН № площадью 67 кв.м. также замощен тротуарной плиткой для обслуживания жилого дома. На участках посажены многолетние декоративные и фруктовые деревья, оборудован автоматический полив газона и растений.
    Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
    Глава V Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи и основания предоставления земельных участков путем перераспределения земель и (или) земельных участков.
    Пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
    В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
    Из пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
    В силу ч. 3 ст. 39.38 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
    В силу ст. 11.10 ЗК схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (ч. 1).
    Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч. 2).
    Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 3).
    Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 13).
    Частью 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, одним из которых является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п. 3 ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ).
    Так, статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно пункту 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
    Согласно п. 3 ст. 39.28, пунктам 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
    Исходя из п. 1 п. п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
    Таким образом, для осуществления возможности перераспределения земельных участков необходимо установить наличие одновременно трех условий:
    1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
    2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
    3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
    Согласно ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
    Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определен ст. 39.29 ЗК РФ.
    Как ранее было указано ФИО2 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в котором просила об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером …..
    По результатам рассмотрения данного заявления Администрацией <адрес> Республики Крым было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (район родильного <адрес>), участок № площадью 591 кв.м., образованного путем перераспределения земельных участков, находящиеся в муниципальной собственности КН № площадью 94 кв.м. и КН №площадью 67 кв.м. и земельным участок находящимся в собственности № площадью 430 кв.м. При этом земельный участок площадью 591 кв.м. отнесен к категории земель — земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
    Соответственно спора о границах вновь образованного земельного участка между сторонами не имеется, вместе с тем соглашение о перераспределенной площади земельного участка не заключено. Предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не установлены.
    Положениями статьи 11.2 Земельного кодекса предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается; существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (части 1, 2 статьи 11.2 Земельного кодекса).
    Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
    Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
    Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 16 «Временных правил землепользования и застройки территории городского округа Симферополь (Симферополь) Республики Крым, утвержденных Решением Симферопольского горсовета Республики от ДД.ММ.ГГГГ N733, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: площадь земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства установлена от 500 кв. м до 800 кв. м.
    Так, исходя из площади земельного участка, его конфигурации, указанной на схеме, а также принимая во внимание, что образование нового земельного участка площадью 591 кв.м. не привело к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, перераспределение границ земельных участков приводиться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка и размер увеличившегося земельного участка не превышать установленные пределы, суд приходит к выводу о признании за ФИО2 право собственности на новый образованный земельный участок площадью 591 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства в установленных границах.
    Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
    Пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
    При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
    Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
    Пункт 3 статьи 1 указанного Закона предусматривает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).
    Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих права.
    Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права.
    Таким образом, при установлении судом факта преобразования спорных земельных участков в связи с их объединением и образованием нового земельного участка основания для прекращения существования земельных участков с КН №, исключении из ЕГРН сведений об указанных земельный участках и возложении обязанности на Госкомрегистр зарегистрировать право собственности на новый образованный земельный участок площадью 591 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства отсутствуют, поскольку суд не вправе подменять компетенцию публичного органа по осуществлению государственной регистрации права собственности.
    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд, -
    р е ш и л:
    Иск ФИО2 к Администрации <адрес>, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьего лица – Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Республики Крым, удовлетворить частично.
    Признать за ФИО2 право собственности на новый образованный земельный участок площадью 591 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства в границах с координатами:

    ….

    Вступившее в законную силу решение суда является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельных участков: площадью 67 кв. м. кадастровый №, земельного участка площадью 94 кв.м. кадастровый №, земельного участка площадью 430 кв.м. кадастровый №; прекращения права собственности на земельный участок площадью 67 кв. м. кадастровый №, и земельный участок площадью 94 кв.м. кадастровый № муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, регистрации права собственности заФИО2 на новый образованный земельный участок площадью 591 кв.м. расположенный по адресу:<адрес>, категория земель – земли населенного пункта, разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства.
    В остальной части в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
    Судья В.Ф. Камынина
    Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

    ФИО (обязательно)

    Контакты (обязательно)

    Суть спора

    Желаемый результат

    Подробное описание

    Прикрепить файлы

    Каптча: − 1 = 1